И да. Как я удачно взяла себе сегодня выходной. Прям как чувствовала, блин!
Ахтунг! Дальше спойлеры! Собственно, весь пост — один большой спойлер. Итак, естественно, не следовало ожидать, что Джон так быстро и так просто осознает очевидное: Шерлок, в общем-то, виноват лишь в том, что не сумел вовремя остановиться и в очередной раз спровоцировал стрелка, а смерть Мэри приняла исключительно по собственной воле, исходя из собственного решения. Впрочем, это для нас оно очевидное, а вот для человека, который ещё весь во власти горя и колоссального чувства вины, — ни фига подобного. И почти всю серию нам Джон это наглядно демонстрирует — причём очень сильно и драматично.
Хейтеры Мэри уже вовсю возмущаются тем, что её одновременно и убили, и таки не убили до конца. Но, как по мне, это был действительно очень правильный, логичный и красивый ход — сделать её всегда живой в сердцах и мыслях этих двоих, эдаким их персональным «призраком», который отныне всегда будет с ними, что бы ни случилось и как бы дальше ни повернулась их судьба. Присутствие Мэри — пусть в таком вот урезанном, нереальном виде — безумно грело мне душу всю серию... одновременно разрывая эту самую душу на части. Все сцены, в которых Джон разговаривает с погибшей женой, видит её, сильные до невозможности и вызывают слёзы у всех, кто хоть раз пережил похожую потерю.
Возможно, во мне просто говорит человек, которому, несмотря ни на что, всегда нравился этот персонаж. Даже после выстрела в Шерлока. Даже после того разговора в Ленистер-Гарденс, где Мэри показала себя весьма жёсткой дамой, которая ради сохранения своего мира пойдёт на всё — в т. ч. и на то, чтобы добить недобитого. Но я искренне рада, что она была в этой серии. И отдельно рада, что её видел прежде всего не Шерлок, а Джон, ведь это как нельзя лучше показывает всю глубину его горя и раскаяния. Вообще тема вот этого огромного горя, с которым невозможно справиться, во-первых, сразу, а во-вторых, в одиночку, подана очень тонко, грамотно и красиво. И да, в который раз Стивен Моффат совершил практически невозможное, склеив почти без швов то, что, казалось, разбито уже навсегда. Больше того! Склеил так, что даже мой внутренний скептик этому безоговорочно поверил. И за это я в восхищении снимаю перед ним шляпу.
Также я снимаю шляпу за два совершенно чудесных момента. Вернее, за один момент и одну мысль. Момент: меня очень впечатлила и растрогала «покаянная речь» Джона, когда он обращался к призраку Мэри в своей голове. Весь этот монолог об идеализации и признании того, что сам отнюдь не идеален. Вот тут его горе, боль и чувство вины раскрылись во всей красе. И его было действительно невероятно жаль. Очень понимаю Шерлока — сама бы кинулась его обнимать. Ну а мысль вытекает уже из этого момента: мы все действительно — просто люди. Обычные человеки. Какими бы супер-умными и сверх-быстро-соображающими мы ни были. И как бы упорно ни давили в себе эмоции.
Джон — человек. И Шерлок — человек. И ничто человеческое им не чуждо. А взаимное признание в смс-переписке только подтверждает эту мысль — вообще главную мысль этой серии... этого сериала даже, пожалуй. Человек не должен быть один. Да, он рождается и умирает всегда в одиночестве. Но на жизненном пути он. Никогда. Не должен. Быть. Один. И это, как мне видится, упорно пытаются донести нам создатели сериала из сезона в сезон.
Кстати, об упомянутой смс-переписке. Вот знаете, по зрелом размышлении, я даже готова простить сценаристам этот топорно сделанный момент. Да, я согласна: шерлен уже очень давно не гладили. По крайней мере так, как эта часть фандома несомненно заслуживает. Тут наконец им додали! Большой ложкой, можно сказать. И — вот честно! — я совершенно искренне за них рада, потому что после третьего сезона в плане пейрингов и правда наметилась некоторая несправедливость и перекос в шерлолли, имхо. Теперь справедливость в какой-то степени восстановлена, и все могут снова жить в мире-любви-гармонии.
Но... есть одно «но», и оно меня расстраивает. Сильно. Сама сцена с смс от Ирэн и последующей вспышкой Джона так явно и отчётливо выбивается из настроения и стилистики серии, что выглядит как пятое колесо у телеги, как нечто, искусственно и «для галочки» туда приклеенное. И, смею надеяться, что во мне говорит всё-таки не столько шерлолли-шиппер, сколько человек, который уйму времени тратит как раз на стилистику и на то, чтобы ничто ниоткуда не выбивалось. Вот правда, может, это я так вижу... может, всё совсем не так плохо, но... Для меня вся эта сцена — как пометка большим жирным маркером: «Так. Вот тут у нас упоминание Ирэн, чтобы поклонники шерлена не расстроились». Чистый и незамутнённый фансервис, короче, который даже не потрудились особо прикрыть. Как тот прыжок в окно и поцелуй в «Пустом катафалке».
Честное слово, они могли бы сделать лучше! Красивее. Тоньше. Как то фото в медальоне из прошлогоднего рождественского спэшла. Как внезапное появление обнажённой Ирэн у Шерлока в Чертогах. Ведь одна коротенькая сцена же! А сколько в ней всего! Почему нельзя было сделать и тут нечто похожее? У меня на это только один ответ: потому это проще и быстрее всего разрешает основную сюжетную задачу серии — заставить Джона
Теперь коротко об остальном. Очень понравилась, даже восхитила в этот раз игра Бенедикта и Мартина. Оба великолепны! Абсолютно. Но особенно меня поразил всё-таки Бен, потрясающе изобразив сначала Шерлока-под-кайфом, а затем умирающего Шерлока. Это действительно было жутко. И чуть ли не в каждом кадре ужасно хотелось срочно
Просто посмотрите на эту гифку. Бездна боли. Бездна отчаяния. С огромным трудом сдерживаемые слёзы. Ведь ей сейчас тоже хреново — не передать! Вот кто действительно всегда искренне переживает за Шерлока и не менее искренне и бескорыстно любит его. Любит и принимает всяким. Ничего уже, похоже, не ожидая взамен. И хоть мне категорически не понравилось, как снова мало было Молли в этой серии и насколько малую роль она сыграла, но то, что было, было просто потрясающе! /Вообще моменты с Молли и упоминания о Молли достойны отдельного поста, который я обязательно напишу как только
Молли прекрасна, но вот кто буквально взорвал эту серию окончательно и бесповоротно, так это миссис Хадсон! Холи шит! Это была абсолютная бомба! Такого мы уж точно не ожидали от спокойной, милой и всеми любимой не-домработницы. Пожилая леди в этот раз уделала всех, включая свой собственный книжный прототип, и это... чёрт подери, это прекрасно! Отныне и во веки веков она — мой герой! Англия 100% падёт скорее, чем эта кремень-женщина! Боги, я готова орать и нарезать восторженные круги по потолку до сих пор, вспоминая моменты с ней, хотя прошло уже больше 10-ти часов.
Теперь вот думаю: не о ней ли говорили моффисы, когда намекали на персонажа, который «выдаст то, чего вы от него не ожидали»?
А ещё миссис Хадсон в этой серии произнесла совершенно непередаваемо потрясающую фразу:
«He’s not about thinking. Not Sherlock. ... No, no. He’s more emotional, isn’t he? Unsolved case, shoot the wall! Boom, boom! Unmade breakfast, karate the fridge».
Вот в этом самом месте я заорала. Шёпотом, правда. Ребёнок же. Спит. Но заорала: «А-а-а-а-а!!! Да-да-да! Обожеда!!!» Потому что таки да! Это — 100%-ный Шерлок. Ходячая эмоция в квадрате. Нет. Даже в кубе! И наконец-то это кто-то произнёс вслух.
Главный антагонист. Действительно жуткий. Мерзкий. Очень завораживает и интригует... по крайней мере, добрые 2/3 серии. Момент с детишками в госпитале, признаюсь, пробрал до дрожи. Даже сцена в морге так не вштырила, как этот якобы спокойный разговор на «дружеской встрече» в больнице. И, кстати, здесь, как мне показалось, снова развивается тема людей, которые неприкасаемы, когда у них есть деньги и власть. Ровно та же история, если помните, была с Магнуссеном. Теперь вот Смит. Да, и обоих Шерлок попытался грохнуть. И ещё. Очень понравилось вот это коронное смитовское «Вы уверены?»
А голову он морочить умеет не хуже Мориарти, я смотрю.
Вообще со всех сторон пишут, что злодея безбожно слили, что ожидали большего, что Смит не пугает и вполовину так, как было заявлено... Ну, не знаю, не знаю. Мне он показался достаточно жутким и отвратительным, чтобы самой захотелось его остановить. А не в этом ли главная цель творчества: заставить читателя / зрителя сопереживать своим героям и желать, чтобы они достигли успеха в поставленной цели? Шерлоку в разоблачении Смита я искренне сопереживала. А, значит, создатели сериала всё сделали правильно.
Ну а теперь кратенько о двух моих самых больших разочарованиях серии. /Да, как ни жаль, они есть/. Во-первых, почему-то ужасно расстроил «вотэтоповорот» с сестрой Холмс, который пронзила чуть ли не половина фандома сразу же после выхода «Его последнего обета». Наверное, потому и расстроил, что перестал быть поворотом чуть ли не с самого начала. Само существование некого третьего родственника не совсем понятно, кстати. Потому что где он, чёрт подери, был всё это время? Ну а тем более, родственника женского пола. Ведь в рождественской сцене «Обета» мы все прекрасно помним слова «папули»: «Всё бросила ради мальчиков». Мотивация сестры, кстати, тоже совершенно непонятна. Шерлок — персона достаточно публичная. Его адрес все знают. Добраться до него легче лёгкого. Тем более, что Эвр как-то и добралась, изображая из себя дочь Калвертона Смита. Если бы она хотела убить Джона или Шерлока, то могла бы сделать это уже много раз. Так зачем нужен был весь этот цирк с игрой в психоаналитика? Смысл? Не понятно. Очень надеюсь, что объяснят в следующей серии.
Вторым разочарованием стала сцена в морге и избиение Шерлока Джоном. Ногами. Лежачего! Практически умирающего, блин! Вот это меня, мягко говоря... обескуражило. И да, вот в этом конкретном моменте я Джона оправдать не могу. Никак. Честно говоря, я дёргалась от каждого удара — Миха свидетель. Это было... жестоко. И больно. Скорее всего, при пересмотре буду перематывать этот момент.
В целом же мы с Мишкой солидарны, что серия получилась хорошей. По мнению Мишки так вообще гораздо лучше предыдущей.
Я же просто рада возвращению в сериал интересной детективной составляющей и очень надеюсь, что дальше тоже будет детектив, а не только отношения.
У меня всё. Спасибо за внимание!
Обещанный шерлолли-пост будет на днях + вопросы, которые вызвала серия, тоже.