Ахтунг! Дальше овердофига текста и спойлеров!Первое, что хочу сказать: этот спешл ― поистине гениальная штука в плане раздачи «всем сестрам по серьгам». Серьёзно! Создателям удалось совершить практически невозможное ― додать абсолютно всем шипперам фандома, причём примерно поровну и без обид. Шипперы джонлока однозначно узрят во всём происходящем джонлок. Шипперы шериарти уже визжат и прыгают до потолка, обсуждая, как Шерлок не может без Джима. Переглядки Грега и Майкрофта у разрытой могилы, конечно же, не оставили равнодушными майстрадовцев. А уж для шерлольщиков так вообще сделали такой подарок, что мама-не-горюй. Даже настораживает слегка, если честно. Не верится в этот аттракцион невиданной щедрости со стороны Великих-и-Ужасных. Моя пятая точка отчаянно чует подвох. Даже шерленовцам ― и тем додали, хотя, как видится лично мне, их-то как раз слегка обделили в сравнении с остальными. Правда… кто хочет увидеть намёки на шерлен, те увидят. Лютым шипперам, независимо от того, что они шипперят, вообще только дай волю ― любой кадр под свой любимый пейринг подгонят и целую научную базу подведут. ))
Однако вернёмся к нашим
А начну с самой «обделённой» ― Ирен Адлер.
Знаете, что порадовало меня, как упоротого шиппера шерлолли? То, что в этот раз, когда Шерлок временами вообще мало контролировал свои Чертоги, Ирен появилась в них только раз и исключительно в виде портрета. Но вот сама ситуация, когда она появилась, меня, опять же, как шиппера шерлолли, не радует абсолютно. Смотрите сами: Шерлок и Джон сидят в засаде, времени до основного действия куча, надо чем-то себя занять, и Джон пытается «развести» Шерлока на откровения. То есть Ирен мелькает в мыслях Шерлока тогда, когда ему скучно, когда в мыслительном процессе возникает «пробуксовка». Справедливости ради, Молли мы никогда не видели в его Чертогах в аналогичной ситуации. Она появляется там в основном для помощи, направления мысли в нужное русло. Молли для Шерлока выступает в роли «проводника света» наравне с Джоном. Мы не можем сказать с абсолютной точностью, думает ли он о ней в часы вынужденной «пробуксовки», поскольку не имели возможности это увидеть. А вот аналогичную картину с Ирен увидели
Правда, тут, как я сказала выше, возможны трактовки и разночтения. Из диалога Шерлока и Джона в «засаде» явно видно, что Шерлок всеми силами защищается от этого разговора и всячески старается низвести Ирен до уровня «просто достойного соперника». Разумеется, он испытывает к ней глубокое уважение, признаёт её ум и по-своему ей восхищается. Я, кстати, совсем не исключаю, что у Шерлока к Ирен имеется и чисто мужская симпатия [вспомним, что периодически она бродит по его Чертогам в «боевом наряде»]. Вот только воли он этой симпатии явно не даёт и пресекает все подобные поползновения со стороны сознания на корню.
Кстати, ещё один очень интересный момент: Шерлок не испытывает чувства вины только по отношению к Ирен. Ни в одной его фразе, ни в одном «видении» этого не ощущалось. Он винит себя и в отношениях с миссис Хадсон, и в отношениях с Джанин, и ― особенно! ― в отношениях с Молли. Но в случае с Ирен он явно чист перед своей совестью, и это довольно любопытно. Чувство вины ― вообще ключ к его восприятию «своих» женщин в Чертогах, и то, как он ведёт себя с каждой из них, какими он их видит, способно многое рассказать.
Так в чём же он виноват перед миссис Хадсон?
Это видно буквально с первого же появления её в кадре. Чем она сразу же попрекает Джона? Тем, что в своих рассказах он не даёт ей слово. А теперь вспомним фразу Шерлока о том, как у миссис Хадсон он всегда «отключает звук». Да, он делает это, чтобы оградить себя от лишнего раздражителя, не отвлекаться на её болтовню, которую считает пустой. Но в глубине души он явно винит себя за такое отношение. Он понимает ― совершенно чётко понимает! ― что это неправильно, что так поступать нельзя. И это говорит, кстати, о его глубокой привязанности к миссис Хадсон. Будь она ему по-настоящему безразлична, он бы в жизни не фиксировался на таких пустяках.
Теперь перейдём к Мэри Ватсон.
О-о-о, тут отношения ещё сложнее и интересней! Насколько мы помним, в реальности 3-его сезона Мэри совсем не против, чтобы Джон продолжал расследовать вместе с Шерлоком преступления. Она вполне отдаёт себе отчёт, что это ему жизненно необходимо, что по-другому он зачахнет и / или начнёт срываться, и потому не возражает против его периодических эскапад. Что же мы видим в «Викторианских» Чертогах Шерлока? Практически противоположную ситуацию! Мэри злится на Джона за то, что он всё время занят делами, что редко бывает дома и не уделяет ей достаточно внимания. Не значит ли это, что в глубине души Шерлок именно за это и чувствует себя перед ней виноватым? По-моему, очень даже. Самое забавное и одновременно грустное в этой ситуации то, что в реальности всё, скорее всего, совершенно не так, и Мэри не терпит, а действительно понимает и принимает. Но чувство вины есть, тем не менее. Оно занозой сидит у Шерлока в подсознании и всплывает таким вот любопытным образом.
А ещё весьма любопытно, как Мэри периодически подкалывает Шерлока, сравнивая его с Майкрофтом. Это, как по мне, тоже очень важный момент. Оказывается, он не просто считает, что она работает на / шпионит за ним для Майкрофта, он ещё и в некислой обиде за то, что тогда, в деле Магнуссена, она к нему не обратилась, предпочла сделать всё сама. Не значит ли это, что она усомнилась в его способности помочь [читай: в его умственных способностях]? Это, безусловно, обидно. И это, имхо, как раз и заставляет Шерлока в своих «Викторианских» Чертогах видеть Мэри такой. А ещё ― явно ей не доверять. Эта тема недоверия вообще проходит красной нитью через все их отношения в спешле. По-своему Шерлок Мэри симпатизирует, во многом её прощает, но доверять ― о нет! Увольте! Теперь он постоянно ждёт подвоха… вряд ли, смертельного или сильно неприятного, но ждёт. И это видно.
Продолжение следует...