Итак, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ.
1. Очень близкое следование книге-первоисточнику. Аллилуйя! Наконец-то!!! Я таки дождалась от Йетса именно экранизации(!) романа, а не фильм «по мотивам». В «Дарах Смерти» не только почти ничего не переврали, но и многие моменты, которые в книге упоминались мельком, в диалогах или размышлениях / воспоминаниях героев, показали развёрнуто и красиво. Радует, что большинство ключевых моментов добросовестно передали, а не легкомысленно опустили «за ненадобностью», как в «Принце-полукровке». Конечно, кое-что можно было бы раскрыть поглубже – в частности, характер Кикимера и его отношение к Гарри. Но я представляю, сколько бы это дало дополнительных минут и без того отнюдь не короткому фильму. Так что в этом режиссёра и сценаристов можно простить.
2. Интересные сюжетные находки. Как я уже писала, некоторые моменты, которые в книге упоминались мельком, в фильме переданы развёрнуто и сочно. Например, сцена с родителями Гермионы – одна из сильнейших в ленте, заставила женскую часть зала прочувствовано всплакнуть ещё в самом начале фильма. И она, что называется, задала тон: настроила на лирический лад и создала нужное настроение… за что съёмочной команде несомненный респект. И таких вот находок в «Дарах Смерти» – вагон и маленькая тележка. Самое смешное, что они-то как раз мне в фильме и понравились. Больше основной сюжетной линии(!) Чувствовалось, что их делали с душой… в отличие, увы, от очень-очень многого в седьмой части.
3. Красота и романтичность отношений. ) Да и вообще отношения между главными героями. По-моему, сыграно блестяще. Может погони и драки на волшебных палочках кого впечатлили и больше, но вот меня «зацепила» как раз эта тонкая игра нюансов. Со стороны Гермионы: глубокое, но тщательно скрываемое чувство к Рону и одновременно с тем – абсолютная преданность Гарри. Со стороны Рона: трепетная, нерешительная нежность к Гермионе и постоянно подавляемая ревность к Гарри… которая в фильме, кстати, выглядит совсем не безосновательной. Со стороны Гарри: желание защитить их обоих… почти одинаково, но Гермиону – в особенности. В общем, взаимоотношения любимой троицы сплетаются здесь в такой замысловатый клубок, что любо-дорого смотреть и анализировать. А добавляют остроты всё те же сюжетные находки: игра Рона и Гермионы в четыре руки на фортепиано, замечательный момент с её духами, сценка на кладбище в Годриковой Впадине и танец… о да, танец, танец Гарри и Гермионы! Вот честно, это было так… так… у меня не хватит слов, чтобы передать чувства, которые он во мне вызвал! В тот момент я невыразимо пожалела, что этой парочке не суждено остаться вместе. А страхи Рона – это ж вообще шедевр для психоанализа. XD Вот где бы развернуться дедушке Фрейду. В общем, однозначный респект всем: от сценаристов до самих актёров, сумевших заварить на экране эдакий суп.
4. Экшен. Спецэффекты в седьмой части, как ни жаль, средненькие (видимо, чтоб не сильно баловать зрителя перед выходом на экраны второй части, где планируется масштабный показ битвы за Хогвартс). Поэтому братцы-киношники решили взять многочисленными погонями, погромами и сценами всеобщей паники… которые, как ни странно, вышли очень даже ничего. Сцену в поместье Малфоев, конечно, можно было бы сделать чуть драматичней: в частности добавить сильнейший момент, когда Беллатрисса в верхних залах пытала Гермиону, а Рон в подвале бился о прутья решётки и орал благим матом. Вот где сразу видно: ЛЮБОВЬ! А что имеем в фильме? Рон стоит, как истукан, с каменным лицом, у этих самых прутьев и ни гу-гу. Обидно. Зато от егерей удирали здорово, что называется, с ветерком. И змеюка, безусловно, шикарна. Я от каждого её броска вздрагивала и вжималась в кресло. За это на кое-какие недочёты в действии можно закрыть глаза.
А теперь, ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ.
1. Явная ориентация на читавших первоисточник. Несмотря на очень близкое следование книге, в «Дарах Смерти» осталось масса непонятного для тех, кто книги не читал. В качестве наглядной иллюстрации к этому утверждению предстал мой Мишка, который на протяжении всего просмотра через каждые 15-20 минут тихонько спрашивал: «Слушай, а почему они уезжают?», «А зачем они туда пошли?», «А кто это вообще такой?» То есть для тех, кто с сюжетом не знаком, седьмая часть Поттерианы, как ни жаль, предстаёт набором плохо связанных друг с другом сцен. Если абстрагироваться от первоисточника и вообразить, что историю о вечно-выживающем-мальчике ты слышишь / видишь впервые, то после просмотра фильма ты понимаешь, что… ничего не понимаешь. Почему Дурсли так поспешно и безропотно съехали с насиженного места? Почему Пожиратели Смерти появились в кафе, где после нападения на свадебный шатёр укрылась героическая троица? Почему Кикимер, который раньше Гарри терпеть не мог и принципиально ему не подчинялся, вдруг покорно выполняет его приказы? И наконец, как у Дамблдора оказалась бузинная палочка? …И тут мы переходим к следующему пункту.
2. Игнорирование некоторых важных моментов в сюжете. Да, я ещё раз повторюсь, снято близко, очень близко к тексту. Настолько, что даже на Йетса не похоже. ) Да, в сюжетную канву очень ловко вплетены яркие вспомогательные линии. Но при этом режиссёр и сценаристы по совершенно непонятной причине отказались от сцен, без которых многое в фильме как раз и становится непонятным. Почему убрали сцену прощания с Дурслями? Ведь это – очень яркий психологический момент, до конца раскрывающий взаимоотношения между Гарри и его приёмной семьёй и причины, по которым эта самая семья вынуждена уехать. Почему нигде не упомянули о том, что дом Сириуса по завещанию достался Гарри… вместе с Кикимером (потому домовик ему и подчинялся)? И наконец почему нигде(!!!) не была показана такая важнейшая вещь как дружба Дамблдора с Гриндевальдом? Ведь это же – ключ к Дарам Смерти! Она обязана была быть в сюжете, а иначе очень многое совершенно не понятно непосвящённому зрителю.
3. Простои в действии. Несмотря на обилие экшена, в некоторых местах фильма действие чересчур затянуто. В частности, сцену чаепития в доме Лавгуда можно было бы значительно сократить… в пользу раскрытия сюжетных линий, описанных пунктом выше. Также можно было бы переиграть многие моменты в путешествии троицы: либо сжать диалоги, либо сделать их более драматичными. Вообще сценарий показался мне каким-то… дёрганным. То тишина и лица героев крупным планом, то бешенное улепётывание от недругов. Словом, то густо, то пусто. Такого в качественно снятом фильме быть не должно. Связки должны быть гладкими, а у зрителя не должно оставаться ощущения некоторой затянутости.
4. Операторская работа. В иных местах хотелось поотрывать операторам руки из… ну вы поняли, откуда, и вставить в надлежащее место. > Потому что настолько рваные движения камеры – это уж вообще никуда не годится! Да, камерный проход во время погони егерей просто шикарен, равно как и ракурсы в битве с Пожирателями в начале фильма, но всё остальное… Хочется плюнуть с досады, честное слово. Будто любитель снимал. И это – один из самых существенных минусов ленты.
5. Музыка. А вот это – второй. Не помню, чтобы где-либо ещё мне настолько НЕ понравилось музыкальное сопровождение. Да, местами оно было очень даже «в тему», создавало должное настроение и держало в напряжении, но… именно местами. В основном же очень многие сцены прошли в полнейшей(!) тишине – то есть вообще без какой-либо даже самой захудаленькой мелодии. В результате львиная доля впечатлений сошла на нет, ведь именно грамотный бэк и создаёт неповторимую атмосферу фильма и нужное настроение в нужный момент. При просмотре «Даров Смерти» создаётся впечатление, будто к ним недописали музыку. Не успели и решили оставить как есть… то есть никак. :\ Ну хорошо, допустим не успели, или не смогли. Ладно. Но возьмите тогда удачные темы из предыдущих частей! В конце-концов где знаменитая композиция «Prologue» Джона Вильямса – та самая «визитная карточка» саги, по первым же звукам которой мы, даже не видя изображения на экране, безошибочно узнаём, что сейчас идёт «Гарри Поттер»? Где она? Как вообще её можно было убрать из завершающей, самой главной части? В упор не понимаю.
6. МАЛО СНЕЙПА!!! Без комментариев. ))
И так, по мелочи. Понравились виды природы. Не понравились интерьеры: не хватает чего-то неуловимого, какого-то шарма, который неизменно присутствовал в фильмах Коламбуса и Куарона. Понравилась игра звёздного трио. Не понравилась игра Пожирателей и… практически всех остальных – картонно. Понравились лирические и романтические моменты. Понравилась смерть Добби – ох пробрало! Не понравились похороны: можно было бы снять куда сильнее. (Вот не показали надгробный камень «Здесь лежит Добби – свободный домовик», а зря! Было бы эффектно). Очень понравилось, как обыграли «Сказку о трёх братьях» и, наконец, как разделили части «Даров Смерти». Действительно удачный момент.
И, всё же...
Вердикт: Куарон бы снял лучше.
Оценка: ★★★